Флэтлеи, или фото предметов, выложенных на плоской поверхности, можно решительно отнести к наиболее сильным тенденциям, господствующим последние пять лет в интернет-пространстве, в особенности на визуально-ориентированных социальных платформах, таких как Instagram.
Однако погодные реалии в странах с умеренно холодным климатом (такие, к примеру, как в России) не всегда благоволят созданию идеальных снимков, тем более когда речь идёт о съёмке флэтлеев в домашних условиях, а неотъемлемой составляющей процесса является скудное естественное освещение (особенно в осенне-зимний сезон). Ниже я собрала полезные советы, а также идеи и стратегические приёмы, которые помогут сэкономить время и улучшить качество флэтлеев, несмотря на отсутствие специальной техники и сносного освещения.
1_ ОТСЛЕЖИВАЙТЕ ПОГОДУ
Серьёзно. Может показаться странным, но обычно, если задача не срочная, я не снимаю флэтлеи или селфи для соцсетей в пасмурные дни. Чтобы сделать удачный мобильный снимок я часто ориентируюсь на прогнозы погоды, периодически изучая перспективу наличия ясных, солнечных, погожих дней. Это позволяет минимизировать последующую обработку и экономит время на коррекции экспозиции и цветов.
Естественно, погода непредсказуема, но многие цифры в прогнозах рассчитываются на основе сбора многолетних статистических данных, что позволяет ориентировочно понять, в какие периоды и числа вероятность появления яркого дневного света наиболее велика. Это неплохая подсказка, позволяющая легче планировать дела и создавать более отчётливые и качественные фотографии без искусственных, «грязных» желтоватых теней.
2_ РАСКЛАДЫВАЙТЕ ФЛЭТЛЕИ В ЧЕРНОВОМ ВАРИАНТЕ…
…а когда выйдет солнце, вам не придётся тратить лишнее время на поиски композиции, точки съёмки, подбор текстур и компоновку цветовых сочетаний.
Создание «черновых кадров» — ещё один метод, который помогает более рационально использовать ограниченные часы естественного освещения (а осенью/зимой подобное «окно» обычно появляется лишь в промежутке с 11 до 14 часов дня).
Посредством предварительной съёмки на смартфон вы сможете заранее найти нужные ракурсы и создать более удачные композиции (особенно если речь — о целой серии флэтлеев). Так, когда представится удобный случай для съёмки, вы сможете быстро сориентироваться и с оглядкой на черновые «раскадровки» поймать самые удачные кадры в наиболее короткое время.
3_ «СОБЕРИТЕ» БОЛЬШЕ СВЕТА, УВЕЛИЧИВ АПЕРТУРУ
Ни для кого не секрет, что съёмка в мануальном режиме фотоаппарата творит чудеса, даже если вам приходится делать кадр в угрюмый, пасмурный день, а качество дневного освещения оставляет желать лучшего. Для этого в ручном режиме необходимо поэкспериментировать и выбрать подходящие для вашей обстановки показатели диафрагмы (обычно у меня это f5.6). ISO в заданных нами условиях, вероятнее всего, будет начинаться лишь от 200. А поскольку снимать предстоит статичную «картинку», то и выдержку в данном случае мы можем легко довести до 1/15 (и больше).
4_ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОМБИНИРОВАННЫЙ ФОН
Лично я много лет использую в качестве основы белые листы формата А1 из старого планшета для акварели, что решает проблему отсутствия в доме однотонных горизонтальных поверхностей, а также сокращает время на постобработку, так как на светлом фоне глазом легче улавливаются (а после и корректируются) «посторонние» полутона и нежелательные тени, отбрасываемые от предметов.
Однако если вам близок более мягкий, обволакивающий и уютный стиль с добавлением цвета, опробуйте раскладку на текстурных деревянных или каменных поверхностях, а также используйте в качестве «подложки» ткани: хлопок, кружево, лён — всё зависит от целей и стилистики. Подойдёт также одежда с принтами разной интенсивности (как, например, я сделала это случае с тёмным ахроматическим флэтлеем здесь). Нежелательные тени при таком подходе будут почти незаметны. Помните также о том, что черный с лёгкостью поглощает другие цвета и тени.
5_ ИЗБЕГАЙТЕ «МНОГОСЛОЙНОСТИ»
Тут всё закономерно: много слоёв = длиннее тени. И снова: больший объём/высота предметов = более вытянутые теневые пятна. Если при этом не хватает естественного дневного света и включён дополнительный искусственный источник, то отбрасываемые тени приобретают несвежий желтоватый оттенок. О том, как его убрать, я ранее написала здесь: 3 способа убрать желтый подтон (и любой другой нежелательный оттенок) на фото.
Кроме того, важно всегда помнить о направлении света, особенно если вы стремитесь минимизировать доп. коррекцию вашего Flat Lay в фоторедакторе.
Так, в рамках плохой освещённости, крупные предметы лучше размещать ближе к краям кадра. Например, если основной источник света, скажем, окно, у вас находится справа, то не стоит располагать большие предметы с правой стороны. Слегка сместите их на плоскости ближе к левому краю.
Однако в каждом отдельном случае стоит прежде всего ориентироваться на собственные «визуальные коды»: если длинные тягучие линии — не результат плохого освещения, а лишь идея вашего снимка или часть композиции — то почему бы и нет?
6_ ПРОРАБОТАЙТЕ ЦВЕТА
Если вы всё же снимаете в условиях недостаточного освещения, непременно используйте мобильные фоторедакторы, посредством которых можно не только «подкрутить» экспозицию, но и заглушить любые посторонние оттенки на снимке (ну или, наоборот, усилить при необходимости интенсивность других). Лучше всего, на мой взгляд, с этим справляется инструмент «Выборочная коррекция цвета» в Lightroom, инструмент «Цвет» в Photoshop Fix, а также «HSL» — в программе Polarr. К примеру, туфли на кадре ниже на самом деле имеют насыщенный голубой цвет.
Видео по теме 🎥 Игра цвета: как сделать выборочную цветокоррекцию на смартфоне
7_ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ С ПРЕСЕТАМИ
Автоматические цветовые фильтры позволяют в секунды отрегулировать показатели экспозиции, контраста и насыщенности, сделать интересную цветокоррекцию и обыграть красоту любого кадра, даже недоэкспонированного. Мобильные пресеты в разы экономят время, а также позволяют обрабатывать повседневные фотографии без привязки к ноутбуку, вдохновляя, к тому же, на поиски самобытного визуального повествования. При желании вы можете легко настроить их в соответствии со своей цветовой гаммой (о том, как редактировать скачанные пресеты, смотрите здесь).
Качественный набор пресетов для работы с флэтлеями (и не только), который я создала с оглядкой на собственные «раскладки», можно скачать здесь: Лайтрум на ходу: 10 пресетов, которые подвигнут на творческий поиск.
Кроме того, на улучшение экспозиции и яркости тусклых и тёмных кадров хорошо работает коллекция «Абрис осени», которую я тоже недавно разместила на сайте: Лайтрум на ходу: набор пресетов «Абрис осени». Больше цветовых фильтров вы найдёте по метке «Пресеты».
8_ ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ ЛУЧШИМИ ИДЕЯМИ
Это, конечно же, не решит вопрос с нехваткой солнечного света в зимнее время, но поиск вдохновляющего контента в соцсетях способствует развитию так называемой насмотренности, помогает переосмыслить креативные идеи, а также легко настроиться на оптимизм и творческую работу, чтобы создать свой собственный «визуальный рецепт» флэтлея. Словом, экспериментируйте!
я в соцсетях: vkontakte pinterest
ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ:
Анатомия идеальных сториз
Лайтрум на ходу: набор пресетов «Ритмы улиц»
🎥 4 приложения для создания эффектных статичных историй
🎥 Живое присутствие: 4 приложения для анимированных историй
🎥 Селфи на ходу: 4 приложения для создания ваших лучших автопортретов
🎥 Анимация на ходу: 3 приложения для создания динамического текста
🎥 Полароид в кармане: 4 приложения для создания культовых ретроснимков
20 космических пресетов, которые выведут селфи на новый уровень 🚀